Положение о дистанционном обучении студентов МУИТ

Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано на основании

  • Закона Кыргызской Республики “Об образовании” в редакции от 20 января 2009 года №10;

  • Решения о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года;

  • Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года;

  • Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2007 года;

1.2 Основные понятия, используемые в настоящем положении:

дистанционное обучение – целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий;

технология дистанционного обучения (ТДО) – совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий;

1.3 Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного пребывания возможности освоения основных и/или дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования.

1.4 Основными задачами дистанционного обучения в МУИТ являются:

  • получение профессионального высшего образования гражданами в соответствии с их интересами и потребностями в области образования;

  • обеспечение доступности всех уровней образования путем использования информационных и коммуникационных технологий;

  • удовлетворение потребностей личности в профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования;

  • организация самостоятельной (индивидуальной и/или групповой) деятельности обучающихся по программам дополнительного образования;

  • формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие личной ответственности, самостоятельности и творческой активности.

1.5 Выбор предметов изучения осуществляется обучающимися по перечню дисциплин согласно государственного образовательного стандарта и учебного плана, составленного учебным управлением и утвержденного ректором Университета.

1.6 Для осуществления дистанционного обучения Университет может создавать и использовать собственные корпоративные или другие телекоммуникационные сети.

1.7 Порядок документооборота по оформлению процедуры приема абитуриентов, вступительных испытаний, переаттестации обучающихся, имеющих иное образование регламентируется дополнительными инструкциями.

1.8 Зачисление желающих получить образование в дистанционной форме производится приказом ректора МУИТ на основании заявления обучающегося после вступительных испытаний и заключения ими договора между собой. Порядок зачисления лиц устанавливается приемной комиссией МУИТ.

1.9 Регистрация и зачисление в студенты осуществляется на основании правил приема МУИТ по гибкому графику в сроках за учебный год. Желающие обучаться по дистанционной форме могут регистрироваться на веб-сайте Университета в течении учебного года.

1.10 Выпускник МУИТ или другого образовательного учреждения может пользоваться правом переаттестации и пересдачи для зачисления на второй и последующие курсы для получения новой квалификации и другой специальности.

1.11 При успешном изучении одного или нескольких курсов дисциплин, включенных в учебный план, студенты могут получить справку установленного Университетом или Министерством образования и науки Кыргызской Республики образца. При успешном изучении всех дисциплин учебного плана по выбранной специальности и прохождении государственной (итоговой) аттестации обучающиеся получают документ о высшем образовании государственного образца.

1.12 Студент дистанционного обучения может быть отчислен в следующих случаях:

  • по собственному желанию;

  • при потере связи с Университетом в течении 5 лет;

  • при не соблюдении внутренних правил Университета.

1.13 Форму и технологию дистанционного обучения выбирает учебное подразделение МУИТ.

1.14 Унирерситет может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений – учебно-консультационных центров, филиалов и представительств.

1.15 После зачисления студента на дистанционное обучение и выборе предметов на учебный год, Университет выдает студенту задание на текущий учебный год по выбранному студентом перечню дисциплин согласно учебного плана в электронном или жестком варианте. Студент должен выполнить задание в течении срока, установленного в учебном графике.

1.16 В течении учебного года количество экзаменов и зачетов не более 24-х, устанавливается для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего и среднего профессионального образования в дистанционной форме обучения.

1.17 Количество модулей по переченю учебных дисциплин и варианты организации обучения, согласно методике применения системы дистанционного обучения выбранной платформы, определяет учебное подразделение МУИТ.

1.18 Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется Университетом с использованием информационно-телекоммуникационных систем, традиционных методов, электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная государственная (итоговая), аттестация выпускников осуществляется традиционными методами, или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

1.19 Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают подсредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественно-научных дисциплин.

1.20. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке.

К итоговой аттестации студент дистанционного обучения допускается по завершении всего комплекса текущей и промежуточной аттестации.

1.21 Университет осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации профессорско-преподавательского состава с использованием средств телекоммуникации и/или в непосредственом общении.

1.22 Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий Университет предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа).

1.23 Университет обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и/или дистанционного обучения. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.

1.24 В целях оказания помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту жительства Университет вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава Университета.

1.25 Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников МУИТ и других ВУЗ, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.

1.26 Университет при необходимости организует профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава – для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала – для работы с дистанционной образовательной технологией, и контроль за качеством обучения.

1.27 Международный университет инновационных технологий проводит дистанционное образование с помощью технологии off-line и on-line. Университет внедрил в свой учебный процесс электронную систему дистанционного обучения «Moodle». Адрес веб-сайта moodle.intuit.kg.

1.28 Для тренингов профессорско-преподавательского состава Университет запустил обучающую систему «Moodle». Адрес веб-сайта обучающей программы training.intuit.kg. Преподаватели могут самостоятельно заниматься обучающей системой «Moodle».

II Функции участников организации дистанционного обучения

2.1 К функциональным обязанностям учебного управления относятся:

  • контроль за разработкой рабочих учебных планов и графиков учебного процесса;

  • планирование нагрузки преподавателей;

  • контроль за проведением занятий и форумов;

  • мониторинг учебного процесса;

  • контроль за разработкой кафедрами учебно-методического сопровождения образовательного процесса;

  • контроль качества учебного процесса с применением ТДО;

  • контроль за работой ЭБ по размещению на учебном сайте Университета учебно-методических комплексов и материалов;

  • - расширение внедрения ТДО в учебный процесс.

2.2 К функциям деканата/учебного управления относятся:

  • составление графика учебного процесса;

  • определение списка дисциплин, изучаемых с применением ТДО (список обсуждается на заседании Ученого Совета Университета);

  • контроль за работой кафедр по подготовке учебно–методических комплексов и материалов по дисциплинам, изучаемым с применением ТДО и их экспертиза на соответствие требованиям ГОС ВПО;

  • доведение информации об учебно-методическом обеспечении ТДО до учебного управления;

  • контроль за реализацией ТДО в образовательном процессе;

  • предоставление отчета в учебное управления об учебно-методическом обеспечении и реализации ТДО;

  • сотрудничество с ЭБ по размещению на учебном сайте Университета учебно-методических комплексов и материалов для реализации дистанционного обучения.

2.3 К функциям кафедр относятся:

  • разработка рабочих программ дисциплин, по которым внедряется и реализуется ТДО;

  • своевременная и качественная разработка и формирование электронных учебно-методических материалов (учебно-методических комплексов, учебных пособий, лекций, практических и тестовых материалов, сборников задач и т.п.) для ТДО:

  • размещение на сайте Университета учебно-методических комплексов и материалов по ТДО в электронном виде до начала занятий, в установленные сроки;

  • экспертиза учебно-методических материалов для ТДО по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, на соответствие требованиям ГОС ВПО;

2.3 К функциям ЭБ относятся:

  • разработка при сотрудничестве с преподавателями кафедр средств дистанционного обучения: электронных учебно-методических комплексов;

  • прием от преподавателей учебных материалов в электронном виде, разработанных согласно установленным шаблонам, для создания унифицированных электронных ресурсов;

  • разработка, внедрение и совершенствование комплекса информационных технологий и электронных ресурсов, размещение электронных ресурсов на сервере Университета и/или компакт–дисках;

  • предоставление студентам и преподавателям доступа к электронным ресурсам;

  • программная и аппаратная поддержка компьютерных классов;

  • разработка инструкций и нормативной документации по внедрению ТДО в образовательный процесс;

  • обучение преподавателей и студентов информационным технологиям;

  • разработка и внедрение новых моделей ТДО.

III Порядок организации учебного процесса с применением ТДО

3.1 Учебный процесс с применением ТДО организуется согласно приказа ректора по внедрению ТДО на очередной учебный год.

3.2 Кафедры разрабатывают электронные учебно-методические комплексы и размещают в ЭБ на сайте Университета.

ЭБ оказывает поддержку преподавателям в размещении учебных материалов на сервере Университета и копирует их в компакт–диски.

3.3 Согласно приказа ректора по внедрению ТДО в образовательный процесс ЭБ разрабатывает график доступа студентов к электронным ресурсам Университета.

3.4 Деканаты/кафедры организуют консультирование студентов по вопросам применения ТДО в образовательном процессе.

3.5 Деканаты/кафедрами совместно с центром дистанционного образования МУИТ проводят установочные занятия для студентов, обучающихся по технологии дистанционного обучения (знакомства с учебным сайтом, на котором размещено методическое обеспечение образовательного процесса, график учебного процесса).

3.6 ЭБ проверяет на учебном сайте учебно-методические комплексы и материалы, разработанные кафедрами по дисциплинам, содержащим следующую информацию:

  • нормативная документация Министерства образования КР и Университета;

  • инструкции студентам по проведению учебного процесса ТДО;

  • инструкции студентам и преподавателям по использованию электронных ресурсов ТДО;

  • электронная литература;

  • комплекс тренировочного тестирования;

  • комплекс экзаменационного и зачетного тестирования (на базе экзаменационного и зачетного тестирования каждый студент имеет возможность просмотра своих результатов тестирования);

  • информация об учебных тренажерах.

3.7 Студенты самостоятельно изучают учебный материал, согласно плану изучения дисциплины, выполняют контрольные работы, тестовые задания и по итогам межсессионной работы получают допуск к участию в очной сессии.

3.8 Деканаты/кафедры совместно с центром дистанционного образования организуют промежуточное и итоговое тестирование студентов в соответствии с графиком учебного процесса.

IV Памятка персоналу и студентам

по технологии дистанционного обучения МУИТ

4.1 Обучение ведется через Интернет;

4.2 По окончании обучения студент получает государственный диплом о высшем образовании.

4.3 Студент обучается без отрыва от производства.

4.4 Руководство обучением студента осуществляет кафедра Университета.

4.5 Вступительные испытания при зачислении в Университет осуществляются в форме тестирования.

4.6 Для поступления студент обязан предоставить лично следующие документы:

  • Аттестат о среднем образовании (или документ, заменяющий его) с выпиской о полученных оценках – подлинник и копию;

  • 6 фотографий размером 3х4 см без головного убора;

  • Общегражданский паспорт.

4.7 При поступлении на обучение по форме второго высшего образования необходимо также представить диплом о высшем образовании с выпиской о полученных оценках и его копию. При переводе из другого вуза нужно представить академическую справку об успеваемости или зачетную книжку для получения запроса на перевод.

4.8 После зачисления Университет выдает студенту студенческий билет.

4.9 Обучение студента ведется по полной или сокращенной программе.

4.10 Сокращенная программа обучения учитывает, что студент уже владеет частью знаний по некоторым дисциплинам, изучавшимся им ранее в среднем профессиональном или высшем образовательном учебном заведении.

4.11 Письменная (через интернет) сдача рефератов, контрольных и курсовых работ проводится студентом согласно индивидуального учебного графика, направляемого ему деканатом/кафедрой.

4.12 Каждый учебный год состоит из двух семестров, заканчивающихся сдачей контрольных работ, тестов, курсовых работ, рефератов, расчетно-графических заданий.

4.13 Методист деканата/учебного управления регистрирует студента через интернет на учебные предметы по плану данного семестра и сообщает ему дополнительную информацию: о расписании консультаций (в т.ч. он-лайн), графике сдачи промежуточных тестов и контрольных работ и о времени проведения сессии Университета.

4.14 В течении семестра студент самостоятельно изучает учебно-методические материалы, консультируется по расписанию у преподавателей и сдает по графику промежуточные тесты и контрольные задания, зачеты и экзамены.

4.15 После сдачи всех тестов и контрольных заданий, предусмотренных учебным планом по дисциплине, студент допускается деканатом/учебным управлением к зачету или экзамену.

4.16 Для контрольной сдачи устного экзамена или зачета студент обязан явиться в Университет согласно установленному учебному графику не менее один раз в год.

4.17 В сессию перед зачетом и экзаменом в Университете через интернет-сайт проводятся консультации, заключительные контрольные мероприятия, читаются обзорные лекции и/или проводятся завершающие практические, лабораторные и семинарские занятия.

4.18 Экзамены и зачеты выставляются по полученным баллам по результатам промежуточного контроля. При необходимости отправляются дополнительные вопросы и результаты оформляются в экзаменационных ведомостях (или экзаменационных листах при пересдаче). Экзаменационные ведомости и листы хранятся в электронном и/или бумажном варианте в деканате/учебном управлении.

4.19 Знания студента оцениваются по результатам итогового контроля по дисциплине (согласно положению модульно – рейтинговой системы) по 4- бальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или по системе «зачтено/не зачтено».

4.20 После успешной сдачи всех испытаний студент допускается к заключительным испытаниям (преддипломная практика, сдача государственных экзаменов, защита дипломной работы).

4.21 После выполнения студентом всего учебного плана направления/специальности (в том числе необходимых курсовых работ и прохождение преддипломной практики) и защита итоговой дипломной работы перед Государственной Аттестационной Комиссией, ему выдаётся государственный диплом о высшем образовании и приложение к диплому, содержащее выписку из экзаменационных ведомостей и листов о пройденных студентом испытаниях.

4.22 Оплата за учебу производится студентом переводом в банковский расчетный счет или внесением в кассу Университета.

V О системе «Moodle» в МУИТ

5.1 Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System – CMS), специально разработанная для МУИТ в целях создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments — VLE).

Moodle – это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения.

Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

В настоящий момент систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира.

СДО Moodle имеет около 2 млн. зарегистрированных пользователей, на 82 языка и используется почти в 50 тысячах организаций более чем 200 стран мира, и объединяет более 300 программистов-разработчиков (http://www.web-learn.ru/index.php).

5.2 Основные возможности Moodle:

  • система реализует философию "Педагогики социального конструкционизма" (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);

  • на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;

  • система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;

  • система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;

  • система требует только одну базу данных;

  • список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;

  • дистанционные курсы могут быть категоризированы;

  • возможен поиск по дистанционным курсам;

  • особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;

  • большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.

5.3 Основные функциональные возможности Moodle

5.3.1 Управление сайтом

  • управление сайтом осуществляет администратор;

  • конфигурация сайта осуществляется, как во время установки, так и уже когда система дистанционного обучения Moodle развернута;

  • при необходимости можно настроить цвета, шрифты, расположение объектов на страницах сайта;

  • при необходимости можно расширить функциональные возможности системы дистанционного обучения Moodle с помощью дополнительных модулей;

  • использование языковых пакетов позволяет осуществить локализацию системы дистанционного обучения Moodle для любой страны и любого языка;

  • использование открытого кода позволяет внести любые необходимые изменения в функционал системы.

5.3.2 Управление пользователями

  • допускается несколько способов регистрации пользователей: саморегистрация, ручная регистрация администратором, использование LDAP и т.д.

  • система дистанционного обучения Moodle обеспечивает возможность автоматического напоминания паролей пользователям (пароль направляется пользователю посредством электронной почты);

  • в рамках системы дистанционного обучения Moodle реализованы все необходимые механизмы защиты от несанкционированного доступа;

  • информация о слушателях хранится в профайлах. Слушатели могут наполнять свой профайл информацией по своему усмотрению;

  • для назначения слушателям курсов в системе дистанционного обучения Moodle используется широкий диапазон инструментов: ключ назначения дистанционного курса, ручное назначение, и т.д.;

  • для управления правами пользователей в системе дистанционного обучения Moodle используются роли;

  • права пользователей могут назначаться на различные объекты, например на дистанционные курсы.

5.3.3 Управление курсами

  • по умолчанию преподаватель имеет полный контроль над свойствами курса (возможности преподавателя могут быть ограничены администратором);

  • для организации курсов могут быть использованы различные форматы. Например, SCORM-формат, формат на основе топиков и т.д.;

  • для каждого курса могут быть созданы индивидуальные настройки;

  • система дистанционного обучения Moodle предлагает большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д.

  • в обязательном порядке сохраняются последние изменения в курсе с момента последней авторизации пользователя;

  • для каждого курса отслеживается полная информация по успеваемости слушателя;

  • система дистанционного обучения Moodle интегрирована с почтовыми системами. В результате информация от преподавателя к слушателям и наоборот может передаваться по электронной почте;

  • дистанционные курсы могут быть запакованы в один ZIP-пакет с использованием функции Backup;

  • элементы дистанционных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, могут быть импортированы из других курсов.

5.3.4 Взаимодействие пользователей

  • чат;

  • блог;

  • форум;

  • вики.

5.4 Базовые средства обучения системы дистанционного обучения Moodle

5.4.1 Дистанционные курсы

Основным средством обучения, используемым в системе дистанционного обучения Moodle, являются дистанционные курсы. Система дистанционного обучения Moodle предоставляет инструменты для разработки дистанционных курсов. Также могут использоваться дистанционные курсы, разработанные в соответствии со стандартом дистанционного обучения SCORM.

Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle, могут включать в себя:

  • ресурсы – теоретические материалы для изучения, которые автор дистанционного курса размещает в разделах курса. Ресурсы могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Система дистанционного обучения Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов дистанционного курса широкий диапазон форматов электронных документов;

  • активные элементы – организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами в основном понимает организацию общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.);

  • задания – задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов);

  • рабочая тетрадь – письменная контрольная работа или реферат. Преподаватель дает задание, слушатель дистанционного обучения должен внести ответ и может изменять его в течение некоторого времени;

  • опрос – механизм, позволяющий задать студентам вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос можно узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу;

  • база данных. Элемент база данных может быть использован для:

    1. совместного накапливания статей, книг, гиперссылок и т.д.;

    2. демонстрации созданных слушателями дистанционного обучения фотографиями, плакатами и т.д.

    3. предоставления слушателям дистанционного обучения места для хранения файлов;

    4. и т.д.

  • семинар – вид занятий, где слушатели дистанционного обучения должны оценивать результаты работы других слушателей дистанционного обучения;

  • урок – вид занятий, где учебный материал может выдаваться по частям. В конце части учебного материала можно задавать вопросы, в зависимости от результата которых направлять слушателя дистанционного обучения по определенной траектории;

  • тесты – основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle.

5.4.2 Использование HTML-редактора WYSIWYG

Система дистанционного обучения Moodle имеет встроенный HTML-редактор WYSIWYG, который используется для редактирования полей, содержащих текст и графику.

HTML-редактор системы дистанционного обучения Moodle может отображаться в двух режимах: обычном и полнофункциональном. Полнофункциональный режим отличается от обычного наличием кнопок форматирования таблиц.

Использование HTML-редактора интуитивно понятно и поэтому не вызовет у пользователя системы дистанционного обучения Moodle никаких затруднений.

5.5 Архитектура системы дистанционного обучения Moodle

Система дистанционного обучения Moodle является классическим клиент-серверным Web-приложением, построенным с использованием трехзвенной архитектуры. Использование в качестве клиента Moodle Web-браузера делает использование данной системы крайне удобной для всех участников учебного процесса.

Для изменения дизайна интерфейса системы дистанционного обучения Moodle в Интернете присутствует большое количество платных и бесплатных шаблонов. Также при необходимости можно разработать дизайн системы дистанционного обучения Moodle самостоятельно.

Moodle работает в Unix, Linux, Windows, Mac OS X и любой другой операционной системе, поддерживающей PHP.

По умолчанию Moodle использует БД MySQL. Однако при необходимости можно использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом PostgreSQL должен быть установлен с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно. В настоящее время система Moodle обеспечивает работу с базами данных MySQL, MSSQL, Oracle, PostgreSQL, Interbase, Foxpro, Access.

5.6 Преимущества системы дистанционного обучения Moodle

Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.

Еще одним важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью.

Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с СДО.

Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.

VI Электронный деканат (Free Dean's Office)

6.1 Модуль "Электронный деканат" для среды дистанционного обучения Moodle, предназначен для автоматизации документооборота и управления учебным процессом в СДО Moodle.

6.2 Модуль "Электронный деканат" позволяет оперировать такими объектами, как "Специальность", "Дисциплина", "Курс" ("Параллель"), "Академическая группа" ("Класс"), "Семестр" ("Учебный год"), "Учебный план слушателя", "Нагрузка преподавателя", "Итоговые оценки по дисциплинам", "Расписание", "Текущие оценки и посещаемость", "Журнал успеваемости и посещаемости", "Зачетная книжка" ("Дневник"), "Табельный номер преподавателя" и т.д.

6.3 Технически, Электронный деканат представляет собой модуль "блок" для СДО Moodle, в свою очередь реализующий интерфейс для пяти типов плагинов:

  • Справочник

  • Веб-интерфейс пользователя

  • Синхронизация

  • Рабочий процесс

  • Дополнительные библиотеки

Благодаря модульной архитектуре, Free Dean's Office может поддерживать произвольный набор бизнес-логики, реализуемой в виде плагинов перечисленных типов.

VII Системе обмена сообщениями

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям возможность обмена сообщениями.

Для организации общения пользователь системы дистанционного обучения Moodle формирует собственный список собеседников. Для поиска пользователей системы дистанционного обучения Moodle предусмотрен соответствующий механизм. Найденного человека соответственно можно добавить в список собеседников. Возможен также поиск по текстовым сообщениям.

Система обмена сообщениями Moodle предоставляет пользователю возможность просмотреть историю обмена сообщениями с определенными пользователями. 

7.1 Блог

В системе дистанционного обучения Moodle блог – персональный дневник пользователя, куда он заносит все что считает нужным (в том числе свои мысли и суждения).

В зависимости от настроек, установленных администратором в системе дистанционного обучения Moodle, может быть несколько вариантов доступности блогов:

1 – блоги доступны всем пользователям системы дистанционного обучения Moodle;

2 – пользователи системы дистанционного обучения Moodle могут видеть блоги только участников своего дистанционного курса или участников своей группы;

3 – блоги могут быть полностью запрещены.

Условия видимости отдельных записей блогов полностью определяется пользователями системы дистанционного обучения Moodle. Настройки, сделанные администратором системы дистанционного обучения Moodle, имеют более высокий приоритет.

Пользователи системы дистанционного обучения Moodle могут задавать ключевые слова для своего блога и записей в блоге. Ключевые слова используются для поиска записей блога.

7.2 Форум

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям системы возможность использования форума. С помощью форума пользователя системы дистанционного обучения Moodle могут задавать вопросы и отвечать на них. Использование форума позволяет организовать дискуссии в процессе обучения.

В системе дистанционного обучения Moodle используются следующие типы форумов:

1 – стандартный общий форум – открытый форум, в котором каждый в любое время может начать новую тему;

2 – простое обсуждение – состоит из одной темы;

3 – каждый открывает одну тему – в этом типе форума ограничено количество создаваемых пользователем системы дистанционного обучения Moodle тем;

4 – форум вопросов и ответов – для того, чтобы увидеть другие ответы на вопрос, пользователь системы дистанционного обучения Moodle должен сам на него ответить.

Пользователь системы дистанционного обучения Moodle может подписаться на форум и получать сообщения в случае если в нем произошли какие-либо изменения.

7.3 Чат

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям системы удобный инструмент организации общения – чат. Чат является удобным средством организации взаимодействия преподавателя и слушателей дистанционного обучения. Общение с помощью чата осуществляется в режиме реального времени. 

7.4 Вики

Система дистанционного обучения Moodle содержит элемент Вики, позволяющий пользователям системы вести совместную работу над документами. Данную возможность целесообразно использовать при проведении обучения в случае если группа слушателей дистанционного обучения выполняет общее задание. Каждый слушатель может внести изменения в документ, которые он считает необходимыми.

Вики сохраняет все версии документа, которые при необходимости могут быть восстановлены.

7.5 Анкеты

Инструментом получения обратной связи от слушателей дистанционного обучения Moodle является использование анкет. Необходимо отметить, что изменить перечень вопросов в анкетах, существующих в системе дистанционного обучения Moodle нельзя, что делает данное средство крайне неудобным.

7.6 Календарь

Для удобства пользователя системы дистанционного обучения Moodle в интерфейс системы может быть добавлен блок Календарь.

В календаре выделяется сегодняшняя дата, а также цветом выделяются даты, на которые запланированы определенные события. Пользователи системы дистанционного обучения Moodle могут самостоятельно вносить в календарь собственные события. 

При внесении информации о событиях в рамках дистанционного курса, данное событие отобразится во всех календарях пользователей системы дистанционного обучения Moodle, зарегистрированных на данный дистанционный курс. Также можно зарегистрировать события, которые появятся в календарях всех пользователей системы дистанционного обучения Moodle.

Для каждого события можно указать его уровень:

1 – событие пользователя;

2 – событие группы;

3 – событие курса (лекции по дисциплинам и т.д.);

4 – событие сайта.

Также пользователь системы дистанционного обучения Moodle может создавать повторяющееся событие.

При наступлении события пользователь системы дистанционного обучения Moodle получит соответствующее сообщение.

Последнее изменение: Воскресенье, 20 Январь 2013, 15:36